Ковш экскаватора: какие бывают и как выбрать
Дата публикации: 28 октября 2022Ковш представляет собой основной рабочий орган экскаватора, закреплённый на конце шарнирной стрелы. С его помощью копаются грунты, выравниваются неровные участки, перемещаются различные сыпучие материалы, выполняется загрузка и разгрузка самосвального транспорта. Для выполнения разных задач существуют свои ковши. И от правильного выбора такого рабочего органа зависят не только эффективность работы техники, но и расход топлива, и даже расходы на обслуживание. Потому перед началом эксплуатации техники следует подобрать объем ковша экскаватора, его тип и параметры.
Главные критерии выбора
Первое, на что обращают внимание, выбирая ковш – вид оборудования. Для разных экскаваторов применяются специальные ковши. Есть отдельные модели для гидравлических и шагающих моделей, экскаваторов-погрузчиков и мини-техники. Ковши отличаются конструкцией и целым рядом параметров – массой, которая находится в пределах 90–2000 кг, объёмом, начинающимся с 0,07 куб. м, и шириной в пределах 0,3–2,5 м. У рабочего органа может быть от 2 до 7 зубьев. А при выборе ковша учитывают тип работ, параметры материалов и грунтов, и даже параметры самосвальной техники.
Тип выполняемых работ
В зависимости от вида работ, которые выполняет экскаватор, ковши могут быть универсальными, предназначенными для тяжёлых условий и планировочными. Первый тип является универсальным, а применяется для земляных работ на объектах общего назначения. Конструкция ковшей включает зубья, которые увеличивают эффективность выемки грунта, позволяют справиться с песком, рыхлой глиной, верхними слоями почвы, трещиноватыми камнями и гравием.
Вариант для тяжёлых условий используют для погрузочных работ в каменных карьерах. Особенность их конструкции – прочная сталь в качестве материала изготовления, более прочная конструкция, но и значительный вес. Ковши справляются с кварцевым песком, плотными грунтами и абразивными породами, крупным гравием и разрыхлёнными базальтами. Задача планировочных ковшей – разравнивать грунт, формировать откосы и кюветы, распределять по участку песок и щебень, углублять канавы и перемещать лёгкие сыпучие материалы. Их особенность – большая ширина и плоская режущая кромка. Такие рабочие органы применяют для строительства дорог, озеленения территории, выемки и транспортировки грунтов.
Характеристики грунтов
Если экскаватор применяется для земляных работ, характеристики ковшей выбираются в зависимости от особенностей грунта:
- для гранита и других твёрдых материалов применяются прочные ковши с защитой режущих кромок и ножей;
- для базальта, сланца и гравия нужны модели с зубьями, позволяющими проще проникать в грунт;
- для глины, песка и чернозёмов достаточно ковшей без специальной защиты.
Характеристики почвы влияют и на количество, и на тип зубьев, которыми оснащается ковш. Эти элементы могут быть сварными, со штифтом или болтом. Для скальных пород зубьев должно быть больше, для мягких – важнее их плотное расположение, обеспечивающее лучшее удержание материала.
Особенности определения объёма
Вместимость ковшей зависит от удельной массы разрабатываемых пород и коэффициента наполнения. Первый параметр определяют с помощью специальных исследований, проводимых пред началом работ. Коэффициента наполнения рассчитывают, определив отношение объёма грунта к вместимости ковша.
Выбирая объём рабочего органа, рекомендуется так, чтобы применяемая для вывоза материалов самосвальная техника заполнялась за 4–6 заходов. Так, у шагающего экскаватора ЭШ 6 45, применяемого для открытой разработки полезных ископаемых, в ковш помещается до 6,5 куб. м породы. Это позволяет использовать для вывоза материалов большегрузные самосвалы.
Виды ковшей, которые можно выбрать для экскаватора
В зависимости от разных факторов, на экскаваторах могут устанавливаться такие виды ковшей:
- стандартные – универсальные и устанавливаемые на большинстве экскаваторов;
- просеивающие – для дополнительной сортировки материалов на площадке;
- ковши-дробилки, подходящие для выполнения земляных работ и уборки стройплощадок;
- ковши-смесители – для загрузки песка, цемента и крупных заполнителей при смешивании влажных и сухих материалов;
- трапециевидные – для рытья траншей, стенки которых должны иметь определённый наклон;
- траншейные – для работы в узких и неглубоких траншеях;
- каркасные, позволяющие удерживать крупные материалы и пропускать мелкие;
- ковши-грабли, предназначенные для захвата строительных отходов и мусора;
- ковши-рыхлители, полезные при рыхлении твёрдых грунтов;
- модели для погрузки, отличающиеся большим объёмом и ускоряющие погрузку сыпучих материалов.
Существуют и универсальные виды ковшей. Так, модель, которую называют «4 в 1», предназначена для выполнения сразу нескольких задач – от погрузки и разгрузки до разравнивания и перемещения. И, хотя цена такого рабочего органа выше, чем у остальных, он позволяет обойтись без смены оборудования при выполнении практически любой операции.




Ремонт и техническое обслуживание карьерного экскаватора ЭКГ-10
Карьерные экскаваторы, включая ЭКГ-10, являются неотъемлемой частью горнодобывающей промышленности, обеспечивая эффективную добычу полезных ископаемых. Эти мощные машины работают под высокими нагрузками и требуют постоянного технического ухода для поддержания оптимальной производительности и безопасности операций.

Запчасти для карьерных экскаваторов: какими они бывают?
Карьерные экскаваторы – это мощные машины, используемые на карьерах и горных предприятиях для добычи полезных ископаемых, для выполнения строительных работ, а также для перемещения больших объемов материалов. Для поддержания их эффективной работы необходимо регулярное обслуживание, которое, в свою очередь, невозможно без запчастей для карьерных экскаваторов.

ЭШ-10/70: Технические характеристики, обзор, описание
Экскаватор ЭШ-10/70 – это шагающий экскаватор с емкостью стандартного ковша 10 м³ и длиной стрелы 70 м. Конструкция тяжелой машины позволяет оказывать минимальное давление на землю, обеспечивает высокую грузоподъемность и устойчивость даже на подвижных грунтах. В этой статье краткий обзор землеройного агрегата.